Когда происходит становление личности, дети примеряют на себя разные модели поведения. Изначально те, которые видят в семье, потом те, что видят в обществе и социальной среде.
Нередко модели, взятые из социальной среды, могут быть грубыми и деструктивными. Наша задача как родителей — рассказать ребенку, «что такое хорошо, а что такое плохо», чтобы он мог самостоятельно выбирать и отличать одно от другого.
При этом нужно делать это, не входя в конфронтацию, не навязчиво и не прямо, а бережно и обходя углы. У нас есть прекрасный инструмент — чтение и просмотр правильных фильмов, а потом рефлексия на этот счет. Это очень хорошо работает в долгосрочной перспективе развития ребенка.
Сегодня я хочу поделиться с вами притчей «о словах, оставляющих след», и вариантами, как потом можно обсуждать это с ребенком. Притча подходит детям от 5 лет.
Нередко модели, взятые из социальной среды, могут быть грубыми и деструктивными. Наша задача как родителей — рассказать ребенку, «что такое хорошо, а что такое плохо», чтобы он мог самостоятельно выбирать и отличать одно от другого.
При этом нужно делать это, не входя в конфронтацию, не навязчиво и не прямо, а бережно и обходя углы. У нас есть прекрасный инструмент — чтение и просмотр правильных фильмов, а потом рефлексия на этот счет. Это очень хорошо работает в долгосрочной перспективе развития ребенка.
Сегодня я хочу поделиться с вами притчей «о словах, оставляющих след», и вариантами, как потом можно обсуждать это с ребенком. Притча подходит детям от 5 лет.
Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо». В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. Затем количество забитых гвоздей уменьшалось, так как юноша стал делать усилие и сдерживать свои гневные импульсы.
Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришёл к отцу и сообщил ему эту новость. Отец сказал юноше: «А теперь вынимай по одному гвоздю из ворот каждый раз, когда не потеряешь терпения».
В конце концов, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвёл сына к садовым воротам: «Сын, ты справился с моим заданием, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах! Они никогда уже не будут такими, как раньше… Так и с нашими словами: каждый раз, когда человек ранит другого словами, в его душе остаётся такая же дыра, такой же шрам. И даже если потом извиняются и «вынимают гвоздь», шрам всё равно остаётся.»
Вопросы, которые можно задавать ребенку:
Очень важно слушать ответы ребенка, обсуждать, почему он думает так или иначе, говорить своё мнение, не навязывая его, и принимать то, как думают сын или дочь. Это даёт уникальную возможность размышлять и проговаривать всё, что считаешь. Мнение и поведение ребенка меняются не по принуждению, а по согласию. Быть другом и старшим товарищем своим детям — великое счастье, и мы сами можем его себе создать.
- Бывало ли у тебя такое, что ты очень злился?
- Как ты справился?
- Как можно было бы ещё, по-другому, себя повести?
- Когда мы злимся и грубим другому человеку, становится ли нам от этого хорошо?
- А человеку, которому мы нагрубили?
- От чего появляется злость?
- Как можно помочь человеку, который злится?
Очень важно слушать ответы ребенка, обсуждать, почему он думает так или иначе, говорить своё мнение, не навязывая его, и принимать то, как думают сын или дочь. Это даёт уникальную возможность размышлять и проговаривать всё, что считаешь. Мнение и поведение ребенка меняются не по принуждению, а по согласию. Быть другом и старшим товарищем своим детям — великое счастье, и мы сами можем его себе создать.